Наталья (natali_ya) wrote,
Наталья
natali_ya

ОПРОКИНУТЫЙ ЛЕС

Оригинал взят у giterleo в ОПРОКИНУТЫЙ ЛЕС
SAL.jpg

Возможно, вы все это знаете, а я так узнал совсем недавно. Джером Дэвид Сэллинджер, тогда еще не великий, а молодой, начинающий и подающий некоторые надежды писатель, в 1942 году без памяти влюбился в Уну О'Нил, дочь нобелевского лауреата, великого драматурга Юджина О'Нила. Потом произошла история, которую обычно можно обнаружить в произведениях масскульта, парень уходит на войну, а девушка бросает его ради другого. Даже те из вас, кто не слышал этой истории, наверняка слышали имя Уны. Потому, что она бросила Сэллинджера ради Чарли Чаплина, который был старше ее на 36 лет, с которым она прожила в счастливейшем браке 34 года и которому родила 8 детей. Для Сэллинджера эта история не прошла бесследно, его сердце было разбито (простите за дешевый штамп, ну что поделать, истории, которые обычно излагаются в масскульте тянет излагать масскультовским стилем), а вскоре после этого он попал на фронт в День Д в Нормандии и всю оставшуюся жизнь прожил, а вернее промучился, с тяжелейшим посттравматическим синдромом.

19393493.cover.jpg
Бегбедер описал эту историю в достаточно симпатичной книге под очень неожиданным и оригинальным названием "Уна & Сэллинджер", единственная претензия к которой заключается в том, что Бегбедер не Сэллинджер, но это, конечно, не его вина, книга вполне может быть рекомендована для того способа употребления, которым принято употреблять книги в мягкой обложке под названием "Девушка & Писатель".

В общем, если вас интересуют подробности этой истории, то обратитесь к Бегбедеру. Там есть почти все.

Но главного там нет. Мести. Которая, по моей версии, у писателя Сэллинджэра называется "Опрокинутый лес".

Вы не поверите, может, но Сэллинджер до недавнего время каким-то образом оставался за пределами моей жизни. Только в этом году с подачи того, кто плохого не посоветует,  я прочитал этот самый "Опрокинутый лес", потом уже "Над пропастью во ржи" и с тех пор читаю потихоньку все остальное.

Я не знаю, читали ли вы "Опрокинутый лес". Для меня эта повесть (не совсем понимаю почему ее именуют новеллой) несравнимо сильнее не только пропасти во ржи, но и, практически всего, что я читал последние годы. Это какое-то ни с чем не сравнимое мастерство, невероятная точность чувств и ощущений, слов и умолчаний.

И, прочитав этот самый великолепный "Опрокинутый лес", ни о чем не подозревая, я и начал знакомиться с биографией Сэллинджера, о коей кроме долгого затворничества и невероятно долгого молчания, к стыду своему, мало что знал. И вот тогда я обнаружил, что новелла  опубликована в 1947, а написана в 1943. В армии. Именно в том году, в котором и произошла описанная в начале поста история.

Отсюда я, пожалуй, спрячу под кат.  Если кто-то еще не читал "Опрокинутый лес" - советую прочитать со степенью убежденности, с которой давно не советовал. Или перечитать. Максимум - она недлинная и много времени я вам не потрачу впустую, давая сей совет.

Это мои личные мысли. Лично моя концепция. Я сначала дочитал Бегбедера, чтобы убедиться, что эта концепция у него не фигурирует и не цитируется. Я, конечно, ни на чем не настаиваю. Но сам себя я убедил, а меня очень сложно в чем-то убедить..

Так вот (да, я знаю, что практически в каждом моем посте есть абзац, начинающийся с "Так вот"). В новелле/повести описывается девочка из обеспеченной семьи. Коринн фон Нордхоффен. Которая влюблена в мальчика из семьи, скажем так, проблемной. Рэймонда Форда. Когда девочка вырастает в девушку и начинает работать в литературном журнале, ей попадаются стихи, с ее точки зрения - абсолютно выдающиеся. Выясняется, что их написал тот самый Рэй Форд. У них начинается роман. Голос разума, он же лучший друг Коринн, пытается ее предупредить, но тщетно. Вскорости Рэй бросает Коринн ради омерзительной, пошлой Мэри Крофт..

Повторюсь, кроме того, что это замечательная проза, это еще и месть. И, возможно, неудачная попытка компенсаторного самолечения с помощью творчества.

Сэллинджер опрокидывает, как лес, свой неудачный роман. Написать все как есть это мелко (Хоботов, это мелко!), или непрофессионально, недостойно его таланта. И он опрокидывает. Размешивает в обоих персонажах и себя и Уну. Но, все таки, Коринн это, в основном, он. Хотя талант Рэя поэта, это талант Сэллинджера писателя. Он и жалуется на Уну/Рэя, который/ая бросил/а его/Коринн. Показывает, через страдания Коринн, очень женские, свои мужские страдания. И, в качестве Рэя, бросает ее сам.

Как Рэй мог бросить настолько умную, тонкую, любящую Коринн, ради лживой Мэри Крофт, которая врет обо всем, буквально обо всем, лишена элементарных человеческих качеств, скошенный подбородок, ничтожный первый муж, заброшенный сын, бездарные стихи и через слово упоминание актеров кино? Это Уна бросает Джея ради Чаплина. И, одновременно, Джей мстит ей и бросает ее ради пародии на Чаплина. И, одновременно, Уна, как Мэри Крофт, затевает роман с человеком, не просто похожим на артиста кино, а с самым, что ни на есть настоящим, архетипичным артистом кино.

Уна писала, что Сэллинджер писал ей ужасные письма с ужасными нападками и ужасными карикатурами на Чаплина с отталкивающими физиологическими подробностями. Мэри Крофт похлеще всех этих натуралистических карикатур.

В "Опрокинутом лесе" проводится параллель между детством Рэя под влиянием его ужасной матери и тем, что он не в состоянии выбрать Коринн, а выбирает Мэри из за каких-то параллелей, может фрейдистских, а может и не фрейдистских, я в этом не силен, с матерью.
Что это, как не намек на ужасного, но такого важного для Уны отца, и на мужа, который только на полгода младше этого отца?

И еще. Отец Уны, великий Юджин О'Нил бросил ее в младенчестве .Их отношения были кошмарны, причиняли ей огромные страдания. Отец страдал от алкоголизма, братья страдали от алкоголизма .Проблема была известна Сэллинджеру - и в новой жизни Рэя с Мэри Крофт алкоголь подчеркивается, сильно подчеркивается.

Сэллинджер предсказывает Уне незавидную жизнь с Чаплиным. И, как я уже говорил, ошибается в этом. Они прожили долгую, счастливую жизнь. Но после смерти Чаплина уже пожилая Уна становится алкоголичкой. Этот рок достал и ее.

Сложно. Опрокинутый лес.


.

Tags: книги, перепост
Subscribe
promo natali_ya 12:11, friday 77
Buy for 30 tokens
ДУПЛЕТ. Пояснение: Вопросы дуплета имеют между собой какую-нибудь логическую связь. 1. ОН может быть модным, а может быть устаревшим. В песне 20 годов прошлого века ЕГО предлагалось держать. Назовите ЕГО. 2. ОНА — один из синонимов ЕГО но у НЕЁ больше смысловых оттенков. Например, её можно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments