Наталья (natali_ya) wrote,
Наталья
natali_ya

Борис Акунин "Часть Европы. История Российского государства. От истоков до монгольского нашествия"

Пост с таким названием у меня уже БЫЛ, но тогда я только начала читать эту книгу и писала не о ней, а о том, что меня очень удивили злобные нападки на неё в интернете.
Сейчас прочитала и хочу сказать: это очень нужная и своевременная книга.

Никаких сенсационных открытий в истории России Акунин, конечно, не делает, и это хорошо, кому нужен ещё один Фоменко? В чём же я вижу достоинство этого труда?

Вот комментарий troninatania: "Дети сейчас истории не знают, и, что хуже, она им не нужна. И взрослые тоже".
Поэтому я думаю: а вдруг имя Акунина привлечёт к прочтению? Есть надежда, что поклонники серии про Фандорина возьмут в руки и эту книгу. Уверена, она их не разочарует.

Теперь главное, что я думала всё время, когда читала эту книгу. Помните, у меня в журнале была дискуссия о том, чему нужно учить в школе? Я упорно проводила мысль о том, что в первую очередь, нужно учить учиться и учить думать.
Так вот, эта книга написана так, что она учит и тому, и другому. Я подчёркиваю - вся книга от начала и до конца. Сейчас объясню, что я имею ввиду.

Помните школьные учебники истории? Был князь Олег, потом Игорь, потом он захотел взять с древлян больше дани и они его убили, а его жена Ольга за него отомстила. Потом княжил Святослав, мы читали о его походах...
Всё это подавалось как абсолютная истина, выучи кто за кем княжил и несколько фактов - получай свою четвёрку, а то и пятёрку.

Но откуда нам всё это известно? Насколько точны и непротиворечивы сведения? Не было этого в школьных учебниках.

Я вам процитирую хотя бы только то, что Акунин пишет про Ольгу. Сначала он пересказывает предания, собственно, их мы и учили в школе: "Предание о замужестве", "Предание о мести", "Предание о крещении".
Потом идёт глава "Подлинные события".

"Из всего этого собрания красочных легенд не так просто восстановить картину подлинных событий. Некоторые эпизоды безусловно вымышлены, другие сильно разукрашены или искажены, некоторые важные обстоятельства летописью не объяснены, а то и вовсе пропущены.

Попытаемся реконструировать то, что происходило – или скорее всего происходило – на самом деле. - Я не случайно выделила эту фразу, она и ещё многие того же типа зовут читателей думать. "Попытаемся реконструировать" - и читатель действительно вместе с автором пытается, потому что Акунин как писатель, умеет это делать - умеет сделать читателя чуть ли не соавтором.

С преданием о вдовьей мести еще Карамзин, сначала добросовестно его пересказав, расправляется решительным образом: «Истинное происшествие, отделенное от баснословных обстоятельств, состоит, кажется, единственно в том, что Ольга умертвила в Киеве Послов Древлянских, которые думали, может быть, оправдаться в убиении Игоря; оружием снова покорила сей народ, наказала виновных граждан Коростена». Так оно, вероятно, и было. Невозможно поверить, что княгиня могла заманить древлян в ловушку три раза подряд. Расстояние от Киева до древлянских владений составляло всего два-три дня пути, так что известие об ужасной смерти первого посольства непременно должно было дойти до древлянской столицы.

История про птиц тоже и фантастична, и неоригинальна. Точно такое же предание содержится в исландской «Младшей Эдде». Очевидно, летопись почерпнула историю о сожжении города птицами из скальдической традиции.

Не вызывает сомнения лишь то, что после смуты, вызванной убийством мужа, Ольга отомстила древлянам, приведя их к полной покорности. Без этого ей не удалось бы утвердиться на киевском престоле, сохранить целостность державы и заставить дружину повиноваться. С точки зрения современников (да и летописца, не столь отдаленного от них по времени), жестокость Ольги не бросала на нее ни малейшей тени – совсем наоборот. Она поступила похвально, даже восхитительно как с варяжской, так и со славянской точки зрения: во времена, когда закона еще не было, а существовал лишь обычай, смерть мужа требовала отмщения. Это был высоконравственный поступок, и ранние русские отцы церкви препятствий к канонизации в нем не видели.

После подробного (и вполне сказочного) рассказа о «древлянской мести» летопись сообщает: «…В лето 6455 (947 г.) иде Олга Новугороду. И устави по Мьсте погосты и дань, и по Лузе погосты и дань, и оброкы; и ловища ея суть по всей земли, и знамения, и места, и погосты». Короткое, изложенное между делом, безо всякой заинтересованности событие, между тем, является главным деянием Ольгиного княжения, ее самым существенным вкладом в развитие киевского государства.

По сути дела, великая княгиня осуществила масштабную административно-экономическую реформу, коренным образом изменила систему сбора налогов. Трагический опыт Игоря продемонстрировал, что метод княжьего «полюдья» громоздок и опасен. Князь должен был лично тратить по полгода на сбор дани, таскать за собой по рекам и лесам всё разрастающийся обоз, да еще и рисковать своей жизнью.

«Погосты», которые повсюду учредила Ольга, были чем-то вроде укрепленных районных центров, где находились «тиуны», представители центральной власти. Дань, размеры которой княгиня твердо установила во избежание будущих недоразумений, отныне собирал тиун. Если княгиня совершала объезд страны, теперь у нее были безопасные пункты для остановки. Вокруг «погостов» появились «села» – деревни, где жили «смерды», то есть крестьяне, находившиеся в личной зависимости от Ольги; местным властям запрещалось их «мучить».

Кроме того, Ольга закрепила за собой «ловища» (охотничьи угодья) и «становища» (места стоянок). Она вообще была очень озабочена отделением своего личного имущества от общегосударственного. Это дало великим князьям возможность свободнее распоряжаться средствами, но в то же время заложило под централизованное государство мину замедленного действия: со временем деление страны на «великокняжеские» и «невеликокняжеские» участки станет одной из причин распада Киевской Руси. Однако на ближайшие сто лет Ольга обеспечила своему роду и могущество, и богатство.

По завершении большого турне 947 года, говорит летопись, великая княгиня «възвратися к сыну своему в Киев и пребываше с ним в любви».

Наступил период мира и спокойствия".

ТУТ можно скачать или читать
Tags: всякая всячина
Subscribe
promo natali_ya september 21, 2019 12:03 7
Buy for 30 tokens
Начинается голосование за лучшие перевёртыши в конкурсе "Наше всё"! Голосовать можно за несколько перевёртышей сразу. Имена авторов перевёртышей станут известны только по окончании голосования, которое будет проходить 3 дня: с 14.09 по 17.09 включительно. Для привлечения участников ссылки…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments