Наталья (natali_ya) wrote,
Наталья
natali_ya

Categories:

Кама Гинкас (Московский ТЮЗ) — Леди Макбет нашего уезда

В субботу видела этот спектакль и он произвёл на меня сильное впечатление.

В первую очередь хочу отметить прекрасное режиссёрское решение спектакля и очень выразительную декорацию Бархина.

Вот сцена — безгранично длинная дорога, в начале огороженная глухими стенами. Пространство, будто созданное из одних углов.



Начало спектакля — шинели, кирзачи... Матрица задана – выхода нет.



И на этой сцене разыгрывается страсть похожая на наркотическую зависимость. Это когда ради обладания кем-то человек готов на всё, даже на самое страшное преступление. И на смерть готов.




Подруге, с которой я была на этом спектакле, не понравился актёр, играющий Сергея — Игорь Балалаев, она видела этот спектакль, где Сергея играл Анатолий Лобоцкий, у того, по её словам, была и красота, и сексапильность, а тут не очень понятно, как Катерина Львовна влюбилась в этого, в общем-то вполне обычного парня.

Я с подругой не согласилась. Не потому она выбрала Сергея, что он особенно хорош, а потому что её жизнь — скука смертная!



Катерина Львовна шестой год замужем за немолодым купцом Измайловым Зиновием Борисовичем, однако детей у них нет, и жизнь скучна и однообразна.

ЦИТАТА:
"Бездетность эта очень много огорчала Зиновия Борисыча, и не то что одного Зиновия Борисыча, а и старика Бориса Тимофеича, да даже и самоё Катерину Львовну это очень печалило. Раз, что скука непомерная в запертом купеческом терему с высоким забором и спущенными цепными собаками не раз наводила на молодую купчиху тоску, доходящую до одури, и она рада бы, бог весть как рада бы она была понянчиться с деточкой; а другое — и попреки ей надоели: «Чего шла да зачем шла замуж; зачем завязала человеку судьбу, неродица», словно и в самом деле она преступление какое сделала и перед мужем, и перед свекром, и перед всем их честным родом купеческим.
При всем довольстве и добре житье Катерины Львовны в свекровом доме было самое скучное. В гости она езжала мало, да и то если и поедет она с мужем по своему купечеству, так тоже не на радость. Народ все строгий: наблюдают, как она сядет, да как пройдет, как встанет; а у Катерины Львовны характер был пылкий, и, живя девушкой в бедности, она привыкла к простоте и свободе: пробежать бы с ведрами на реку да покупаться бы в рубашке под пристанью или обсыпать через калитку прохожего молодца подсолнечною лузгою; а тут все иначе. Встанут свекор с мужем ранехонько, напьются в шесть часов утра чаю, да и по своим делам, а она одна слоняет слоны из комнаты в комнату. Везде чисто, везде тихо и пусто, лампады сияют перед образами, а нигде по дому ни звука живого, ни голоса человеческого".

Николай Лесков
"Леди Макбет Мценского уезда"


В создании калечащей атмосферы участвуют удары хлыста, грохот сапог, крики и телега с тулупами, становящаяся ложем любви.
В кровавой рогоже,
На полной подводе...
М. Цветаева




«Для чего вы совершили все эти преступления?», – спрашивают Екатерину Львовну Измайлову. «Для него», — отрывисто отвечает она. Для Него героиня отравила свекра, убила мужа и задушила ребенка.

Кстати, нет никакого реализма в показе этих убийств, вообще, всё очень театрально, я люблю спектакли именно такого стиля.
Например, приезд племянника начинается с того, что на сцене сколачивают гробик и мальчик с книжкой попадает прямо в него, уже для него заготовленный.



Необычен способ существования артистов на сцене: они отстраняются от своих персонажей, говоря обо всех героях в третьем лице и о своих чувствах тоже.
Мне этот приём показался интересным, потому что артистам удается одновременно явить два плана: они осмысляют своего персонажа как бы со стороны и в то же время выражают неподдельные чувства. Во многих сценах артистам удается балансировать на грани смеха-ужаса: например, свекр узнает из уст невестки, что он, оказывается, умер. Герой испытывает неподдельное изумление и ужас – его растерянность напоминает чувство человека, которому на спиритическом сеансе рассказывают о невеселом будущем.



Лиза Боярская играет прекрасно, я думаю, даже несколько фотографий, которые вы здесь видите, дают об этом некоторое представления.

Единственное, что мне показалось не вполне правильным, это то, что смазано окончание всей истории.
Если ранее шли, в сущности, по тексту, то каторга спрессовывается, и даже Сонетка как персонаж фактически не выделяется. Вот Катерина, выплевывая выбитые зубы, протягивает красные чулки, несколько ударов о стену – и все кончено. Две женские фигуры остаются лежать, каторжане переступают через них и идут дальше.

Мне всё же хотелось бы, чтобы это окончание повести Лескова было показано:

Что мне тут еще совеститься! — крикнул на Фиону Сергей — Я ее, может, и никогда не любил, а теперь... да мне вот стоптанный Сонеткин башмак милее ее рожи, кошки эдакой ободранной совеститься!

Катерина Львовна за себя не заступалась: она все пристальнее смотрела в волны и шевелила губами. Промежду гнусных речей Сергея гул и стон слышались ей из раскрывающихся и хлопающих валов. И вот вдруг из одного переломившегося вала показывается ей синяя голова Бориса Тимофеича, из другого выглянул и закачался муж, обнявшись с поникшим головкой Федей. Катерина Львовна хочет припомнить молитву и шевелит губами, а губы ее шепчут: «как мы с тобой погуливали, осенние долга ночи просиживали, лютой смертью с бела света людей спроваживали».
Катерина Львовна дрожала. Блудящий взор ее сосредоточивался и становился диким. Руки раз и два неведомо куда протянулись в пространство и снова упали. Еще минуту — и она вдруг вся закачалась, не сводя глаз с темной волны, нагнулась, схватила Сонетку за ноги и одним махом перекинулась с нею за борт парома.
Все окаменели от изумления.
Катерина Львовна показалась на верху волны и опять нырнула; другая волна вынесла Сонетку.
— Багор! бросай багор! — закричали на пароме.
Тяжелый багор на длинной веревке взвился и упал в воду. Сонетки опять не стало видно. Через две секунды, быстро уносимая течением от парома, она снова вскинула руками; но в это же время из другой волны почти по пояс поднялась над водою Катерина Львовна, бросилась на Сонетку, как сильная щука на мягкоперую плотицу, и обе более уже не показались".


Мне кажется, эта сцена очень характерна и вот почему: совершив первое убийство Катерина Львовна уже подписала себе приговор. Дальше убийства следовали уже с неизбежностью обвала. И умерла она тоже не одна, а ухватив с собой ещё одну жизнь.
Tags: театр
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Иду смотреть этот спектакль

    Его привезли к нам на гастроли и сегодня в 20:00 он идёт в Хайфе. Посмотрю — поделюсь впечатлениями. Кстати, ещё можно купить билеты: Лиза…

promo natali_ya 16:59, sunday 13
Buy for 30 tokens
Литературный герой, вступив в бой с КОНСТРУКЦИЯМИ, потерпел поражение. Существует всемирно известная КОНСТРУКЦИЯ, о которой кто-то остроумно заметил, что туда идут не за хлебом, а за зрелищами. Назовите её двумя словами. ОТВЕТИЛИ: linskaja klebestr sozertsatel
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments