Наталья (natali_ya) wrote,
Наталья
natali_ya

Category:

Собраться в Песах за столом...

Оригинал взят у dona_anna в Собраться в Песах за столом...
Pesah-Collage-a
Пришлао весна лето и Песах с ним...
Песах, все-таки, самый главный еврейский праздник, освобождение из рабства, праздник свободы. Не удивительно, что столько сил и времени затрачивается на подготовку к нему, есть множество законов, говорящих как нужно его праздновать. Во все времена и при любых обстоятельствах стремились евреи отпраздновать Песах как полагается, в соответствии с традицией.
Современные израильтяне считают Песах главным семейным праздником и стараются собраться всей семьей.



О Песахе так много написано, что мои пять копеек будут почти незаметны:)


Это Моше, с него-то все и началось...

Казалось бы, как просто, всего 10 заповедей, а поди ж ты...
IMGP3531b-a
Барельеф работы художника Арика Гиля, Музей Рокфеллера в Иерусалиме

IMGP6532a-a
Казалось бы, дал Всевышний еврейскому народу эти заповеди, и надо бы народу их выучить и выполнять...

IMGP6529a-a
И тут Моше понял, что взял на себя непомерную тяжесть и понес ее с честью...

Это работы художника Аси Мешулама с выставки "Вечный жид"

Я начну свой рассказ с Песахальной Агады.

История праздника, его правила и обычаи записаны в Агаде, которую и читают во время Пасхального Песахального седера. Привычный нам текст "Песхальной агады" окончательно сложился в раннем Средневековье. Полюбоваться на старинные издания Агады можно в Музее Израиля, который имеет большую коллекцию этих книг.

IMGP5233a-a
Знаменитая "Агада с птичьими головами", Южная Германия, 1300. Написано чернилами, изображения - темпера. Шрифт ашкеназийский, квадратный. Агада была собственностью Л. и Й. Мером (Карлсруэ, Германия). Л. Мером был министром в правительстве Бадена и в 1934г. он был арестован нацистами. Его жена и дети бежали во Францию и у кого была агада неизвестно. Затем она оказалась в руках жителя Карлсруэ Г.Кагана, который в 1946 году переехал в Эрец-Исраэль. Он не знал ценности агады, ведь это сама древняя агада дошедшая до нас как целая книга. Он продал агаду музею Академии Бецалель, после чего агада оказалась в собрании Музея Израиля.
Агада названа "птичьей" так как большинство людей изображено с птичьими головами, при чем так изображены евреи. Кроме того, евреи-мужчины изображены в "еврейских шляпах" желтого цвета со шпицем, которые обязаны были носить евреи в Средние века в Европе, когда была написана эта агада. Не евреи изображены с человеческими головами, но лиц мы не видим.
Есть несколько объяснений появления птичьих голов в агаде.
-Это говорит о запрете на изображения. И в других ашкеназийских рукописях того времени встречаются в большом количестве изображения людей с головами животных, со закрытыми лицами или с нечетким изображением черт лица.
-Есть объяснение, что у евреев голова орла: "Как орел стережет гнездо свое, парит над птенцами своими, простирает крылья свои, берет каждого, носит на крыле своем...(Дыварим 31-32:11)".
-Другое объяснение говорит о том, что орел - символ германского императора, и выбор головы орла вместо головы еврея говорил о верности евреев императору.
-Есть объяснение историка Рут Мельникоф, которая считает, что это сатирические изображения евреев, выражающие антисемитизм и издевку. Они сделаны художниками-христианами, которые оформляли агаду. Большой нос птицы намекает на длинный еврейский нос. Кроме того, она указывает на то, что у части изображений евреев в агаде есть свиные уши.
Момент ушей меня очень смущает - может просто художник не умел рисовать уши? Опять-таки, надо бы всю агаду посмотреть, а не только одну иллюстрацию выложенную в музее...
Это первая иллюстрированная Агада, сохранившаяся отдельной книгой, дошедшей до нас. В ней есть изображения подготовки к празднику и порядок празднования. Изображено как готовить харосет (смесь орехов, сушеных или свежих фруктов, специй и сладкого вина) и как печь мацу. Она также содержит изображения сцен получения Торы и сбор манны, а также изображение возрожденного Иерусалима.

IMGP5238a-a
"Агада Эрны Михаэль", Юго-Западная Германия, около 1400г., написано коричневыми и красными чернилами, рисунки темпера, листочки серебра и золота. Шрифт ашкеназийский, квадратный. Подарок Якова Михаэли (Нью-Йорк), памяти его жены Эрны Зондхаймер Михаэли.
Обратите внимание, евреи одеты в "еврейские шапки" не желтого цвета, у изображений есть лица, в основном, они прорисованны.
Эта Агада по ашкеназийской традиции начинается с правил Песаха, а также включает многочисленные толкования текста. Очень много иллюстраций: иллюстрации текста Агады, изображения животных, фантастических существ и архитектурные элементы. Особенно впечатляют серия иллюстраций в цветочных рамках, изображающая порядок празднования и традиции Песаха.

IMGP5224a-a
"Агада-Йегуда", Южная Франкония, Германия, 1470-1480гг., написано коричнево-красными чернилами, рисунки темпера, листочки серебра и золота. Подарок Рахель Этель Йегуда, отсюда и название. Все поля Агады заполнены рисунками, рассказывающими о порядке празднования и традиции Песаха; о выходе из Египта, о жизни Моше, и др.

IMGP7717a-a
"Пражская Агада", 1526г., Прага, Богемия. Печать.
Иллюстратор Хаим Шахор-Шварц (?)
Это первая иллюстрированная Агада, которую отпечатали евреи.

IMGP7714a-a
"Агада из Мантуи", 1568г., Италия, печать.
Впервые вышла в свет в 1560г., второе издание вышло в 1568г.. Очень заметно влияние Ренессанса на оформление Агады.

IMGP7708a-a
"Венецианская Агада", 1609г., Венеция, Италия. Печать.
Эта была самая распространенная Агада в Европе в 17 веке. Она включает в себя разъяснения для текста на иврите на трех языках: на ладино, идише и итальянском. Она была предназначена не только для евреев Италии, но и для евреев других стран Европы.
Дополнительные языки в этой Агаде не случайно. Согласно закону, рассказ об Исходе за столом необходимо вести на языке, который понимают все присутствующие, включая женщин и детей. А поскольку иврит в те времена нигде не был разговорным языком, уже в конце XVI века появляются двуязычные издания "Песхальной агады". Первые переводы были сделаны на идиш, разговорный язык евреев Центральной Европы.

IMGP7722a-a
"Ночь седера" из "Венецианской Агады", 1609, Венеция, Италия.
Обратите внимание на состав участников седера, здесь и мужчины и женщины. Шапки у мужчин разные, видимо они могли себе позволить не носить "еврейские шапки".

IMGP7704a-a
"Амстердамская Агада", 1695г., Амстердам, Голландия. Иллюстратор Авраам Бен Яаков.
Печать, шрифт, в ней использованный, называется "амстердамским". Он был очень популярен в 18 веке.

IMGP5242a-a
"Песахальная Агада", Австрийская империя 1732г..
Чернила, акварель, гуаш и золотой порошок.
Написал и проиллюстрировал Натан Бен Самсон из Мезериц (Моравия). Это был один из самых умелых писцов во время нового расцвета еврейской каллиграфии в 18 веке.
Между 1722 и 1739 годами он скопировал еще 25 разнообразных рукописей.

IMGP7780a-a
"Песахальная Агада", 1908г., Каир, Египет.
Написал и проиллюстрировал Хами Бехор. Рукописная, чернила, акварель.


Песах он и во время войны Песах.

IMGP2896b-a
Агада, которую раздали бойцам Еврейского легиона во время Первой мировой войны для встречи праздника Песах. Напечатана в Иерусалиме в 1905г., иврит, английский и арабский.
Музей Еврейских легионов.

IMGP2903a-a
Страница из Агады.

IMGP3038a-a
"Песахальная Агада", Транспортное подразделение Еврейской бригады, 1945г., Музей Еврейских легионов.


Евреи праздновали Песах в любой ситуации.

На фронтах Второй мировой войны Песах давал ощущение дома.
IMGP3231a-a
Песахальный седер на передовой, Брисиделла, Италия, 1944г.
Музей Еврейских легионов.

Чудом спасшиеся из концлагерей, потерявшие свои дома и семьи, были благодарны солдатам Еврейской бригады, которые вместе с ними праздновали Песах.
IMGP3097a-a
Песахальный седер в лагере беженцев Бари, Италия, 1944г. Музей Еврейских легионов.

IMGP6747a-a
И израильские кибуцники-атеисты тоже праздновали Песах. Прекрасный повод собраться всей большой кибуцной семьей, чтобы ощутить в очередной раз выход из галута.
"Песахальный седер", кибуц Мишмар Аэмек, 1958, фотограф Тим (Нахум) Гидал, выставка "Фотографы, выходцы из Германии, приезжают в Эрец-Исраэль"


А теперь все к песахальному столу!

Сегодня я хочу рассказать не только о духовной стороне праздника, но и о материальной пищевой. Ей, кстати, в Песах уделяется очень много внимания.
Многое есть нельзя! Поэтому так важно знать, что можно.
Маца - это самый главное блюда Песаха, кто бы что не говорил.
В наше время мало кто сам делает себе мацу. Супер - вот наш основной источник. Когда-то мацу делали вручную и старинные инструменты можно увидеть в музее.
Инструменты и приспособления для изготовления мацы из Музея Израиля

IMGP7736a-a
Печная лопата для мацы. Гетеборг, Швеция, конец 19 века.

IMGP7740a-a
Стол для замешивания теста. Дерево-дуб. Гетеборг, Швеция, конец 19 века. При традиционной ручной выпечке и сейчас используются точно такие столы, только из других материалов.

IMGP7747a-a
Инструменты для изготовления мацы и круглая коробка для мацы (справа).

Круглая, традиционная маца.
Hand-baked shmurah matza.jpg
By Debresser - Own work, CC BY 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=14972698

IMGP9207-a
Современная квадратная маца, которая продается перед праздником повсюду. Желающие купить круглую мацу, могут это сделать в специальных пекарнях работающих по традиционной ручной технологии.


Во все времена много внимания уделялось песахальному застолью. Оно не только все точно оговорено правилами, но и каждая хозяйка стремится показать себя с лучшей стороны и продемонстрировать все свои финансовые и кулинарные возможности.
Сейчас в супере перед Песахом глядя на количество еды, покупаемой нашим народом, становится боязно - не лопнут ли :)
У многих была и есть специальная отдельная посуда для празднования Песаха. Старинные экземпляры этой посуды, особенно из богатых домов, просто произведения искусства и сейчас выставлены в музеях.
Посуда из коллекции Музея Израиля

IMGP7730a-a
Серебрянный сервиз для седера, Ливия, конец 19 века или начало 20 века.

IMGP7692a-a
Кувшин для ритуального омовения рук, керамика, Центр Европы, 18 или 19 век.
Тарелка для седера, Эльзас, Франция, 19 век.

IMGP7699a-a
Сумка для мацы, Западная Европа, 1891г. (?), вышивка шелковыми нитками.
У ашкеназов принято класть три мацы под специальное покрывало или в сумку.
Верхняя маца символизирует коэнов, потомков первосвященника Аарона; средняя маца - левитов, евреев из колена Леви (в состав которого входил и Аарон); нижняя маца символизирует "израэлитов", всех остальных евреев. Под короной вышито имя хозяина сумки, Авраам Штарннис.

IMGP7667a-a
Бокал пророка Элиягу, Турин, Италия, середина 19 века. Серебро, позолота.
Ювелир Пасифико Леви.
Еврей-ювелир Пасифико Леви работал в Трине, в Пьемонте, где евреи получили специальное разрешение от короля для работы с серебром. В других местах Италии и по всей Европе евреям было запрещено работать с серебром до получения евреями равноправия. Леви работал и для еврейских заказчиков и для заказчиков-христиан, именно поэтому на самом бокале нет никаких религиозных признаков.

В большинстве еврейских общин во время Песхального седера на стол ставят добавочный бокал вина, помимо бокалов для всех участников - бокал пророка Элиягу. Согласно преданию, Элиягу приходит в каждый еврейский дом, где справляют седер. После трапезы, прежде, чем продолжать читать Песхальную Агаду, раскрывают настежь двери. Присутствующие встают и торжественно объявляют: "Благословен входящий!", имея в виду пророка Элиягу. Происхождение этого обычая неизвестно. Полагают, что он введен с тем, чтобы вызвать любопытство детей, которые уже не заснут в ожидании прихода пророка... Отсюда


IMGP7670a-a
Бокал пророка Элиягу, украшенный изображениями четырех юношей. Германия, 19 век., серебро.

IMGP7749a-a
Спереди два стеклянных стакана для седера, украшенные изображениями исхода из Египта.
Сзади бокалы для пророка Элиягу.

IMGP7674a-a
Сервиз для седера, сверху, под маген-давидами, написаны имена членов семьи. Копенгаген, Дания, 19 век.

IMGP7681a-a
Сервиз для седера, украшенная изображениями птиц. Вена, Австрия, 1925 год, серебро.

IMGP7685a-a
Сервиз для седера, Мюнхен, Германия, до 1934г.

IMGP0483a-a
Блюдо и тарелки с изображениями рыб, явно для гефилте фиш, 60-70годы прошлого века. Гефилте фиш - традиционное праздничное блюдо, и на Песах его подают тоже.
Выставка "Фарфор - белое золото Европы".
О гефилте фиш надо сказать особо. Ее ставят на праздничный стол многие евреи-ашкеназы, выходцы из Восточной Европы. Выходцы из разных мест имеют свои традиционные рецепты, кто-то кладет свеклу, например, а кто-то нет. И это вопрос принципиальный!:) Моя бабушка говорила, что именно из щуки надо делать правильный гефилте фиш, да где было взять щуку в советские времена в СПб? А в современном Израиле чаще всего гефилте фиш делают из карпа. Самые ленивые могут купить в супере готовые рыбные фрикадельки в банке и положив на блюдо, выдавать их за благородную щуку гефилте фиш.

IMGP4375a-a
Современная керамическая песахальная тарелка, несколько навороченного дизайна, но в традиции. Продается в Иерусалиме на улице Кардо.


Последняя часть Агады, Хад-Гадья.

Вот и я об этой песне рассказываю в конце поста.

"Хад-Гадья" (הד גדיא «Один козленок») — песенка написанная на арамейском языке, распеваемая в конце Песахального седера в первый и второй вечер Песаха.
"Хад-Гадья" всегда была очень популярна в народе и художники старались увековечить ее образы.
Знаменитые иллюстрации Эль Лисицкого к песхальной песенке «Один козленок» ("Хад Гадья"). Чудесные образы создает Лисицкий, и традиционные и новаторские одновременно. Как они логично "вытекают" из внутреннего оформления Восточно-европейских деревянных синагог, которые сгорели еще в прошлом веке... Эти иллюстрации были представлены на выставке Деревянные синагоги

Песенка написана и традиционно поется на арамейском, но есть ее перевод на разные языки. Я поставила перевод на русский, чтобы было понятно.
Многочисленные герои песни символизируют врагов Израиля, которые к концу песни обязательно погибнут. Основной смысл песни,в том что Всевышний правит миром и всеми живыми существами.

IMGP0626a-a
Это обложка книжки.

IMGP0623a-a
Отец мне козлика купил,
Две целых зузы заплатил.
Козлик, козлик.

IMGP0617a-a
Недолго жил козлёнок мой,
Загрыз его котище злой.
Отец мне сам его купил,
Две целых зузы заплатил.
Козлик, козлик.

IMGP0610a-a
Почуяв кровь, пес прибежал,
Кота-убийцу растерзал,
Который козлика задрал.
Отец мне сам его купил.

IMGP0621a-a
Дубинка, не спросив, кто прав,
Свершила суд, пса наказав,
За то, что на кота насел,
Который козлика заел.
Отец мне сам его купил.

IMGP0615a-a
Огонь дотла дубинку сжёг,
Свалившую ту псину с ног,
за то, что на кота насел,
который козлика заел.
Отец мне сам его купил.

IMGP0605a-a
Журча, ворча, ручей притёк,
Залил водой наш огонёк,
Тот самый, что дубинку сжёг,
Свалившую ту псину с ног,
За то, что на кота насел,
Который козлика заел.
Отец мне сам его купил.

IMGP0619a-a
Пришёл вол, выпил ручеёк,
Гасивший яркий огонёк,
Тот самый, что дубинку сжёг,
Свалившую ту псину с ног,
За то, что на кота насел,
Который козлика заел.
Отец мне сам его купил.

IMGP0613a-a
Мясник ножу вола обрёк,
Который выпил ручеёк,
Гасивший яркий огонёк,
Тот самый, что дубинку сжёг,
Свалившую ту псину с ног,
За то, что на кота насел,
Который козлика заел.
Отец мне сам его купил.

IMGP0603a-a
Подкралась смерть исподтишка,
Свела в могилу мясника,
Что на убой вола обрёк,
Который выпил ручеёк,
Гасивший яркий огонёк,
Тот самый, что дубинку сжёг,
Свалившую ту псину с ног,
За то, что на кота насел,
Который козлика заел.
Отец мне сам его купил.

IMGP0601a-a
Отнимет Бог у смерти меч,
Спешивший мясника упечь,
Что на убой вола обрёк,
Который выпил ручеёк,
Гасивший яркий огонёк,
Тот самый, что дубинку сжёг,
Свалившую ту псину с ног,
За то, что на кота насел,
Который козлика заел.
Отец мне сам его купил.

Многие жители Хайфы знают молл Кастра на южном въезде в город. Но далеко не все знают, что там на самом видном месте стоит Хад-Гадья художника Арика Брауэра (Arik Brauer), изобразившего этот сюжет на колонне перед фасадом.
Эту колонну многие знают, а вот что на ней изображено, даже и не догадываются. Я постаралась сфотографировать покрупнее, чтобы было понятно. Все события песни, изображенные на колонне, развиваются снизу вверх. Местами образы перетекают один в другой.

IMGP8265a-a
Вся колонна.
Чтобы было понятнее, я ставлю фотографии в обратном порядке, по отношению к колонне.

IMGP8260b-a
Отец и козлик.

IMGP8263c-a
Снизу вверх: кот загрызает козлика, собака убивает кота, затем дубинка и огонь.

IMGP8263b-a
Вода заливает огонь, вол выпивает воду, мясник убивает вола.

IMGP8263a-a
Смерть убивает мясника, Б-г убивает смерть...

С обратной стороны колонны тоже есть образы, которые мне непонятны и неясно, относятся ли они к песне напрямую.

IMGP8253a-a

IMGP8249a-a

IMGP8248a-a

В заключение предлагаю послушать мою любимую политическую пародию канала Латма на Хад-Гадья, написанную в 2010 году, но не потерявшую своей актуальности.



Всем веселого праздника! !חג שמח

Мой прошлогодний рассказ о Песахе "Пошли, я знаю короткий путь!" - сказал Моше... (Фантазия на тему Исхода)




Инфа:
http://www.imj.org.il/
http://www.lechaim.ru/ARHIV/240/karpova.htm
http://www.he.chabad.org/library/article_cdo/aid/2891409
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%90%D7%A8%D7%9E%D7%99%D7%AA
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%AA%D7%A7%D7%95%D7%A4%D7%AA_%D7%91%D7%99%D7%AA_%D7%A9%D7%A0%D7%99
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%94%D7%92%D7%93%D7%AA_%D7%A8%D7%90%D7%A9%D7%99_%D7%94%D7%A6%D7%99%D7%A4%D7%95%D7%A8%D7%99%D7%9D

This entry was originally posted at http://dona-anna.dreamwidth.org/

Tags: израиль
Subscribe
promo natali_ya 19:06, sunday 3
Buy for 30 tokens
... предложите разгадать этот перевёртыш своим детям. Или внукам. ОБНОВЛЕНИЕ: Но ответы-то и свои пишите, не ленитесь, а то мне показалось, что моё предупреждение о лёгкости вопроса отбило у вас желание отвечать. Ведь забавно же, нет? Что такое перевёртыш: В загаданных стихотворных отрывках…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments