Начну с комментария
"Не было чести в таких ее проявлениях, как дуэли, самоубийства из-за карточного долга и т.п. Но было понятие совести и греха, а это моральные категории одного ряда.
Когда в 1911-1913 годах в Киеве проходило "дело Бейлиса", предпринимались беспрецедентные подтасовки и уловки, чтобы доказать, что Мендель Бейлис убил православного мальчика, чтобы использовать его кровь в ритуальных целях. Для суда присяжных было выбрано 10 человек "низкого звания" (и еще 2 еврея для соблюдения формы). Помимо того, что эти присяжные были людьми необразованными, они еще и верили в использование евреями христианской крови для мацы. Власти практически не сомневались, что настроенные соответствующим образом речью обвинителя и показаниями "свидетелей" присяжные вынесут обвинительный приговор. Но присяжные оправдали Бейлиса! Когда репортер одной из газет задал вопрос старосте присяжных, как же так они пошли против всего, что говорилось на процессе, и не осудили Бейлиса, староста сказал: осудить-то можно, а совесть потом куда девать?
Это к вопросу о чести простолюдинов, а также к морали в загоне. Вряд ли сегодня в России можно найти судебную инстанцию, которая не засудит любого, если это угодно властям. И про совесть (честь, мораль и прочую ерунду) даже и не вспомнят.
Ответить можно ЗДЕСЬ
А вот
"Я хочу обратить внимание на разницу между честью и совестью.
Понятие чести могло быть сословным - те же долги портному не считались бесчестными. Определение дать действительно трудно.
Ю. Ким. "Диалог о совести".
- Я недавно сделал открытие:
Открыл я недавно словарь -
Оказывается, "совесть -
Это нравственная категория,
Позволяющая безошибочно
Отличать дурное от доброго".
- Но как же быть, когда идет игра,
Партнеры лгут, блефует кто как может,
И для победы правды и добра
Тебе солгать необходимо тоже -
И как же быть тогда?
- Я понимаю... Я только говорю, что совесть -
Это нравственная категория...
- Но как же быть, когда идет борьба
За идеал и лучшие надежды?
Ну, а в борьбе нельзя без топора,
А где топор - там щепки неизбежны.
И как же быть тогда?
- Да-да, конечно... Я только говорю, что совесть -
Это нравственная категория...
- Но если все охвачены одним
Безумием - не на день, а на годы?
Идет потоп - и он неудержим
И увлекает целые народы!
Так что же может слабый человек
В кошмаре, чей предел непредсказуем?
Что может он, когда безумен век?
И кто виновен в том, что век безумен?
Кого судить?
Кому судить?
За что судить?
- Я не знаю... Я только знаю, что совесть -
Это нравственная категория,
Позволяющая безошибочно
Отличать дурное от доброго!
Так вот, честь в отличие от совести отделяет дурное от доброго в рамках морали, принятой в данном секторе общества, к которому индивид принадлежит. А совесть отделяет дурное от доброго в свете общечеловеческих понятий о морали. т.е. - никуда не деться - 10 заповедей.
Как-то так...
Ответить можно ЗДЕСЬ
Комментарии в этом посте отключаю — «сущности не следует умножать без необходимости»
Journal information