"Если ты не можешь объяснить свою мысль неофиту за пять минут, значит, ты плохо разбираешься в вопросе. "(Эйнштейн)
Эта группа создана для эйнштейнов и неофитов: первые на пальцах объясняют явления и/или новые открытия в своей области, вторые задают уточняющие вопросы. Потом меняемся местами. Тема разговора может быть любой, от ядерной физики до археологии, главное – чтобы было интересно и понятно любому, кто хочет понять.
Решила перепостить к себе очень заинтересовавшую меня статью.
Можно прочитать по ссылке на Фейсбуке, но памятуя о тех немногих моих друзьях, у которых там нет аккаунта, перепостила текст сюда.
Прелюдия: синдром дефицита внимания и гиперактивости (СДВГ), он же ADHD, или просто синдром дефицита внимания (СДВ) – это, в сущности, очень простая штука. Ваш мозг отказывается фокусироваться на одной мысли, вместо этого думая одновременно пару десятков мыслей и постоянно переключаясь с одной на другую. В момент перескока иногда рождаются безумно гениальные идеи (и это жирный плюс), но это страшно мешает дочитать до победного конца параграф в скучной книге. С другой стороны, если предмет интересен, вы способны к гипер-концентрации и даже ядерный взрыв и любимый торт вас от него не оторвут.
Если вы уже взрослый, график у вас свободный, бумажками и прочим занимается секретарша, и вас не сильно напрягает необходимость вспоминать, зачем, черт побери, вы в шестой раз зашли в спальню с одним носком в руке – вам, скорее всего, риталин не нужен. Особенно если вся ваша работа состоит в генерировании безумных гениальных идей.
Я йож простой, и после рождения безумной гениальной идеи мне надо на ней сосредоточиться и чуть-чуть, несколько месяцев, поработать. Мало того – иногда надо даже сесть на филе и вдумчиво описать результаты этой работы. Описывать результаты намного скучнее, чем придумывать новые идеи и когда я обнаруживаю, что в пятидесятый раз за день иду за кофе\в туалет\подышать углекислым газом вместо того, чтоб обрабатывать данные, я понимаю, что в консерватории что-то не айс.
В школе, где большинство предметов не являются супер интересными, проблема концентрации встает ребром. Если вы все-таки настаиваете на том, чтоб ваше чадо посещало обычную школу, а чадо не может сконцентрироваться на объяснениях учителя даже пять минут, ибо в классе есть другие дети и они дышат и иногда издают другие звуки, а вот собаки слышат ультразвук и дельфины тоже, дельфины вообще разумны, интересно, а насколько разумны зеленые человечки, а радар ни фига не ловит зеленых человечков, а может дельфины разговаривают на той же частоте, надо транслировать дельфиний язык в космос, а вдруг зеленые человечки уже тут и этот учитель – один из них… Что? Какое еще задание?! Это был пример мышления СДВГ-шника. Я не шучу. Он не виноват, что невнимателен. Вы не виноваты в том, что он такой. Тут совершенно ни при чем строгость, мягкость, любовь, воспитание, ваша работа на полную ставку и ваша жертвенность на алтарь семейной кухни. Это банальный баг в работе мозга и чем раньше вы это примете и перестанете выгрызать себе печенки, тем лучше. В конце концов, есть вещи гораздо страшнее дефицита внимания.
Что же делать? Прежде всего, если учитель и школьный консультант предлагают пройти диагностику на СДВГ – это не значит, что они предлагают вам риталин, кокаин, таблетки для психов или считают ваше дитя ненормальным. Они таки предлагают диагностику, т.к. видят, что вашему онжеребенку трудно воспринимать материал. Диагностика СДВГ обычно включает заполнение анкет (учителем, родителями и ребенком), и диагностику у детского невролога. Если вы пройдете
диагностику, и это окажется не СДВГ – ок, значит проблема в другом и можно искать ее дальше. Если это таки СДВГ – поздравляю, вы в хорошей компании. Тот же невролог даст вам рецепт на препарат (они бывают разные) и план калибровки дозы. Рецепт – не приговор, вы не обязаны им пользоваться. Но СДВГ не рассосется от воплей "я не буду травить своего ребенка!", т.е. проблему все-таки как-то придется решать. Нет, не воспитанием, воспитание баги мозга не лечит.
Механизм бага:
Работа мозга основана на передаче сигналов между нейронами. Передающий нейрон Кузя выстреливает сигнальные молекулы (нейротрансмиттеры) в место встречи с получающим нейроном Кешей (синапс). Кеша огребает молекулой по морде, пардон, по оболочке, и бежит жаловаться на плохое обращение. Кузя собирает из синапса использованные снаряды (он не жадный, он домовитый) и кладет обратно в карман. Если все снаряды собраны, Кеша расслабится и потеряет бдительность. Поэтому часть снарядов (кстати – знакомьтесь, их зовут дофамин и норэпинефрин) должна все время оставаться на площадке. При СДВГ снарядов на площадке валяется мало, Кеша путает рамсы и забывает, кто в доме хозяин, как результат - префронтальный кортекс (часть мозга, отвечающая среди прочего за внимание) и некоторые другие участки мозга работают плохо.
Механизм работы риталина (и прочих нейростимуляторов, применяющихся при СДВГ): Риталин нежно берёт Кузю за руку и надевает на него наручники. В наручниках снаряды не пособираешь, поэтому они остаются валяться и держать Кешу в правильном тонусе, как результат – вы перестаете забывать зачем зашли в комнату с носком в руках, а ваше чадо способно сконцентрироваться на примерах по математике.
Но мы сегодня не о лирике, а о прозе. Да, у метилфенидата могут быть побочные эффекты. Самый распространенный – снижение аппетита, вернее, его отсутствие во время действия препарата. Второй побочный эффект – сон. Спать под действием риталина невозможно, поэтому надо рассчитывать прием так, чтоб к отбою он выветрился. Вся бодяга с калибровкой препарата (метилфенидат, амфетамин и т.д), продолжительности действия (от 4-х до 12-ти часов) и дозы нужна для того, чтоб достичь оптимального эффекта при минимальном количестве побочки. Если ребенка тошнит так, что он не может сидеть на уроке, то надо идти обратно к неврологу и калибровать дальше. То же самое верно для любых побочных эффектов (депрессия, нервозность, бессонница, головные боли и т.д.), которые мешают человеку нормально жить.
Теперь пошли по горячим следам риталино-срачей)))))
1) Цитата: "Риталин – это наркотик! Он вызывает зависимость! Не превращайте детей в наркоманов!"
- Метилфенидат принадлежит к группе нейростимуляторов, вместе с амфетамином и кокаином. При наличии СДВГ и приеме по предписаниям (глотаем то, что нужно глотать), уровень нейротрансмиттеров повысится (чего мы, собственно, и добиваемся), но будет гораздо ниже того, который нужен для выработки зависимости. Если же СДВГ у вас нет, уровень нейротрансмиттеров нормальный, а вы истолчете таблетки и вколете или нюхнёте достаточное количество препарата, вся доза метилфенидата окажется у вас в крови одновременно, уровень нейротрансмиттеров зашкалит и вы словите относительный кайф. Если еще заполировать это дело алкоголем – вообще прекрасно. При постоянном подобном идиотизме и должной старательности можно, чем черт не шутит, добиться даже зависимости. Еще раз – прием метилфенидата по предписанию (СДВГ) и инструкции зависимостью не грозит. Прекращение приема риталина не вызывает ломки, оно просто приводит к возвращению всех прелестей СДВГ.
Кстати, имейте в виду, что СДВГ сам по себе (без лечения и риталина) является фактором риска приобретения зависимости от наркотиков и алкоголя.
2) Цитата: "Риталин превращает детей в роботов\зомби\идиотов\марионеток" (нужное подчеркнуть)
- Риталин дает возможность сконцентрироваться на предмете. Да, ребенок будет сидеть и решать скучные примеры по математике, а не скакать по стенкам и канючить "хочу есть\пить\какать\спать, болит голова\живот\хвост". Ребенка без СДВГ можно уговорить сконцентрироваться на скучных примерах, а потом пойти скакать. Ребенок с СДВГ этого сделать не сможет, даже если вы одновременно пригрозите лишить его компа и пообещаете четыре кило любимых конфет. Не сможет физически. Если вы считаете, что прыжки по стенкам важнее математики – отлично. Я серьезно. Но тогда не удивляйтесь низким оценкам и замечаниям учителя. Учитель не может повысить уровень дофамина в мозге вашего ребенка. Он также не сможет сделать интересными все этапы обучения (включая зубрежку слов и решение однотипных примеров для закрепления темы), т.к. все дети разные и то, что заинтересует одного, покажется скучным другому. А детей в классе обычно больше одного. И не нужно искать виноватых, правда. Есть проблема, есть решение, если оно вам не подходит – ищите альтернативу, но не вините учителя в проблемах ребенка.
3) Цитата: "Риталин запрещен в ряде стран, он запрещен в Америке, его не дают детям и подросткам, он вообще в списке федерально контролируемых препаратов, вы знаете, что это такое?!"
- Йаа, натюрлихъ. Он находится в списке федерально контролируемых препаратов (schedule II FDA) в Америке. Некоторые почему-то путают федеральный контроль с федеральными преступлениями. Замените слово "федеральный" на, например, "государственный" и вы поймете всю глубину идиотизма. Федеральный контроль и schedule II означают, что препарат должен отпускаться только по рецепту, т.к. он может быть использован не по предписаниям, а как наркотик (см. первый пункт). Риталин контролируется в ряде стран, но это отнюдь не означает, что он там запрещен. Препарат не разрешен детям младше шести лет, т.к. на этой группе не было проведено достаточного количества исследований. Среди прочих, риталин используется для СДВГ у детей, подростков и взрослых в Америке и Израиле.
П.С. от меня лично (Orit Gamburg)
Я как фармацевт (ну хорошо, бывший) еще обязана уточнить, насчет получения Риталина и его аналогов в аптеке, в Израиле. Получить лекарство можно только строго по рецепту выписанному врачом специалистом. Т.е. если у вас есть знакомый ортопед или ветеринар (да да, я лично такое видела) и вы уже в предвкушении потираете ручки - вынуждена огорчить, не канает. Рецепт должен быть действующий. Срок действия 14 дней. Т.е. получить Риталин по рецепту выписанному год назад тоже не получится. Если фармацевт при выдаче лекарства попросит у вас удостоверение личности, это не потому что ему так захотелось, а у него такие инструкции. И если он забрал ваш рецепт, удостоверение и скрылся минут на 10 в неизвестном направлении, не нервничайте и не злитесь, он пошел выполнять необходимые бюрократические заморочки и доставать ваше лекарство из сейфа. И вся эта бюрократия очень тщательно проверяется раз в месяц главным фармацевтом округа и количество таблеток в сейфе считается до одной. И не дай бог не хватает. Ответственность за содержимое сейфа личная. Это все для развенчания еще одного мифа, что любой студент перед сессией может легко и непринужденно получить свою "дозу". Не может. А если получит - кто-то сядет в тюрьму.
Коллеги - фармацевты, поправьте меня пожалуйста, если что-то изменилось за последние годы.
Journal information