Наталья (natali_ya) wrote,
Наталья
natali_ya

Зачем нужны гуманитарные науки?

Хорошо известно, что весь массив наук делится на три большие группы:

1. математические науки
2. естественные науки
3. гуманитарные науки

Или, как говорил, покойный академик Л.Д.Ландау:

1. сверхестественные науки
2. естественные науки
3. неестественные науки


Цитату увидела у Kapilevich Tatiana.
Она пишет:
— Это прекрасно я считаю!!! Не в обиду гуманитариям...

Я ответила:
— Какая может быть обида для гуманитариев?
Конечно, неестественные, то есть, науки, занимающиеся всем тем, что касается человеческого сознания, поведения, языка, творчества людей, человеческой истории...
На мой взгляд, человеку изучать самого себя и человеческое общество ничуть не менее важно и увлекательно, чем изучать природу.



Обратила внимание на эту цитату, потому что не раз встречала презрительное отношение к гуманитарным наукам, вот и решила высказать своё мнение.

Гуманитарные, или общественные, науки изучают человека и человеческое общество. Именно поэтому они очень важны. Весьма наивно полагать, что людям достаточно знать, как устроен окружающий мир, и ничего не нужно знать о самих себе. Общество, не знающее и не понимающее себя, становится беззащитной жертвой самых разнообразных кризисов; технический прогресс не только не способен справиться с ними, но часто еще и усугубляет их (создавая, например, все более мощное и разрушительное оружие). Любые реформы в обществе, проводимые без знания истории, социологии, экономики и т.д., напоминают соединение наугад проводков внутри сложного прибора.

Более того - именно достижения гуманитарных наук лежат в основе господствующей идеологии. От уровня их развития во многом зависит, способно ли общество отстоять свои ценности, свое мировоззрение, свою систему. От него также зависит способность идеологической базы адаптироваться к постоянно меняющейся среде, к возникающим непрерывно новым вызовам. Грубо говоря, для того, чтобы иметь возможность убедить людей в том, что социализм/капитализм - это хорошо/плохо, необходимо опираться на достижения истории, философии, социологии, психологии, экономики, политологии и т.д. Ядерная физика здесь мало поможет.

Почему же представление о "несерьезности" гуманитарных наук является настолько живучим? На то есть несколько причин.
(Эту часть переписала из прошлогоднего поста navlasov)

1. В гуманитарных науках гораздо меньше четко сформулированных правил, законов и теорем. Это правда, и это во многом объясняется тем, что предмет общественных наук намного более сложен. В истории, например, поиски неких универсальных законов неоднократно упирались в необходимость учесть слишком много самых различных факторов, влияющих на события и процессы.

2. Практическое воплощение естественных наук является гораздо более осязаемым. Вот передо мной стоит компьютер - понятный и неоспоримый результат технического прогресса. Гуманитариям трудно похвастаться чем-то подобным. Если же упомянуть такие вещи, как правовая или налоговая система, можно услышать, что они возникли сами по себе, в результате длительной эволюции, являлись детищем политиков, а не ученых, и далеки от совершенства. Мало кому приходит в голову вспомнить, что современный компьютер тоже стал итогом длительной эволюции вычислительных систем, является детищем бизнесменов, а не ученых и также не свободен от массы недостатков.

3. Гуманитарные науки более подвержены вмешательству со стороны политической элиты. Часто приходится слышать высказывания типа "Зачем нужна история, если ее каждый раз переписывают?" На самом деле, если бы история была не нужна и не важна, ее никто бы даже и не подумал переписать. Регулярное вмешательство политиков в сферу общественных наук как раз и показывает высокую актуальность и значимость последних для современного общества.

4. В гуманитарных науках гораздо легче симулировать научную деятельность. Это чистая правда - и, добавлю, значительно труднее заниматься серьезной наукой. Далеко не случайно математики и физики часто делают выдающиеся открытия в 20-40 лет, большинство же действительно масштабных исторических трудов написаны людьми в возрасте старше 40 лет. Объясняется это сложностью предмета гуманитарных наук (см. п. 1)

Важны ли гуманитарные науки?

Да
41(75.9%)
Нет
1(1.9%)
Гуманитарные — это вообще не науки
9(16.7%)
Другое. Поясню в комментариях
3(5.6%)
Tags: опрос, размышлизмы
Subscribe

Posts from This Journal “размышлизмы” Tag

  • "Мне жаль, что я причинила тебе боль"

    Судный День Йом Кипур или День Искупления (в иудаизме день поста, покаяния и отпущения грехов) подходит к концу. Накануне Судного дня полагается…

  • Почувствуйте разницу...

    Компания владельца ГУМа Михаила Куснировича устроила в Ленинской библиотеке показ мод, куда пришла вся прикормленная Bosco тусовка. Жрали и пили…

  • О слове «дебил»

    Помнится, я обещала не писать больше постов по статьям Дениса Драгунского, но на сей раз у меня очень уважительный повод написать — пост моего…

promo natali_ya 18:58, friday 34
Buy for 30 tokens
Самый известный парк в Норвегии создан скульптором Густавом Вигеландом в 1907—1942 годах. Скульптор не дожил лишь год до его завершения. Парк занимает площадь в 30 гектаров и содержит 227 скульптурных групп, отражающих гамму человеческих отношений. Вигеланд не только создал все эти…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 101 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Я очень люблю книгу Майи Бессараб о Ландау. Так вот, Лев Давидович под определением "неестественные науки" не подразумевал ничего уничижительного. Цитата большая, но уж очень хороша!

"В силу своих убеждений Ландау был занят не только преподаванием, но и воспитанием студентов. Его очень интересовал уровень интеллигентности студентов. Однажды вместо лекции была проведена викторина. Кто написал роман "Война и мир" - спрашивает преподаватель. "Лев Толстой," отвечает студент. "Сколько было чудес света?" "Семь. "Перечислите их, пожалуйста. "Кроме египетских пирамид и висячих садов Семирамиды, к сожалению, ничего не помню. Еще храм Артемиды в Эфесе, статуя Зевса, скульптора Фидия, гробница Мавзола, властителя Карии, медная статуя Гелиоса у входа в гавань Родос стовосьмидесятиметровый мраморный маяк на острове Фарос. - Все это говорится так просто, что у студента не возникает чувства неловкости из-за того, что он чего-то не знает. "А сколько было смертных грехов?" - спрашивает Ландау. "Не знаю". "Семь: зависть, скупость, блуд, обжорство, гордыня, уныние, гнев... "Кто такой был Николай Кибальчич, Георг Вашингтон, Джон Браун, Мартин Лютер... Каждый раз, получив удовлетворительный ответ Ландау переходит к более сложным вопросам: "Знакомо ли вам изречение: "De nihilo nihil - Ничто не возникает из ничего"- Ответа нет. Это Лукреций, "О природе вещей". Знаете ли вы слово "стушеваться" и кто его придумал?" Студент молчит. Ландау оглядывает аудиторию. Это слово изобрел Достоевский, и оно прочно вошло в язык. Откуда пошло выражение "красной нитью проходит?" - "Со времен революции" Нет, оно появилось значительно раньше. В конце XVIII века в английском королевском флоте начали плести канаты с красной нитью, которую нельзя было выдернуть. По канату можно было определить принадлежность судна Англии. В одном из своих романов Гете употребил это выражение в переносном смысле, и оно стало крылатым. Кстати, знаете ли вы слова Гёте: "Всякий человек обладает достаточной силой, чтобы исполнить то, в чем он убежден"- Это очень хорошие слова. Студентам викторина очень понравилась, но кто получил от нее истинное удовольствие, так это Дау. Он закончил необычное собеседование призывом внимательно относиться к родному языку, читать Лермонтова, Гоголя, Некрасова, Блока, вбирать в себя богатства русской речи, которыми, увы, многие стали пренебрегать. Он сделал ударение на словах "вбирать в себя". "Может быть, красота речи нам теперь уже и не нужна?" - спросил один из студентов. "Почему?" - удивился Ландау. "Ну... в наше время есть более важные вещи... "Нет. Вам никогда не тронуть ничьей души, если речь ваша скучна и сера. Убив в своей душе огнедышащее слово, вы замуруете ее. Глядя на унылые физиономии своих слушателей, вы забудете, что такое радость жизни. А ведь самое высокое искусство - искусство жить. "Но ведь не каждый может говорить красиво,"- возразил студент. Для этого нужен природный талант. "Нет. Вам должно быть известно, что Демосфен смолоду был косноязычен, но путем долгих упражнений преодолел свой недостаток и стал самым знаменитым оратором Греции. "А, это который днем ходил с фонарем?" "С фонарем ходил Диоген по людной площади в поисках человека... - И отсюда пошло выражение "огнем и мечом",- не сдавался студент. "Отсюда выражение - "днем с огнем"... А ваше выражение " из медицинской практики средневековья: что не лечится огнем, то есть прижиганием, то исцеляется железом - мечом или ножом. "Значит, каждый человек может научиться говорить правильно и красиво?" "Может и должен. "А как?" "Больше читайте. Вам грешно жаловаться, потому что в мире нет литературы, которая была бы так богата талантами, как русская. Читайте внимательнее, и постепенно вы в полной мере овладеете русским языком. "
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →