Площадь Миноритов (Minoritenplatz — Миноритен-платц) — очень красивая и очень тихая площадь практически в самом центре Вены. По периметру площади расположены здания постройки XVII – XIX веков. В центре словно бастион стоит церковь Миноритов (Minoritenkirche -Миноритенкирхе), которая была построена в 1340-1400 годах.
Когда мы подошли к этой церкви, увидели группу людей, которые что-то пели. Фото увеличивается по клику.
Примечательно, что на самом деле церковь не принадлежит миноритам, да и никаких миноритов в Вене уже давно нет. В 1782 году император Йозеф II выселили их из своей обители, отдав храм итальянским францисканцам. Минориты не ушли с пустыми руками и забрали с собой крест с иконой Христа, который ранее всегда находился над алтарем.
Самым ценным, по крайне мере, в глазах путешественников, шедевром внутри храма является мозаика Джакомо Рафаэли, копия работы Леонардо да Винчи "Тайная вечеря". Это фреска, состоящая из 12 пластин и 10 000 камней, причем размер некоторых камушков всего несколько миллиметров. Общий размер мозаики составляет 4,5 на 9 метров, а ее вес – 20 тонн.
Каким образом "Тайная вечеря" попала в церковь миноритов Вены? Как это часто бывает, всему причиной – капризы великих мира сего. Наполеона впечатлил оригинал в Милане, и он захотел перевезти его в Париж. Но на тот момент уровень технического прогресса не позволил транспортировать столь масштабное произведение искусства, и Наполеону пришлось довольствоваться копией, которую он заказал не особо известному художнику Джакомо Рафаэли. Пока молодое дарование работало, Наполеона успели свергнуть, и за работу пришлось расплачиваться его свекру – австрийскому императору Францу. Сначала он хотел украсить ею венский Бельведер, но фреска не подошла по габаритам.
Вот так мозаика оказалась в венском храме миноритов. В отличие, от самой фрески да Винчи, которая сохранилась не в лучшем виде, венская копия дошла до нас в целости, и, по мнению искусствоведов, она лучше всего воспроизводит замысел Леонардо да Винчи с зашифрованными в нем тайными смыслами.
Фото увеличивается по клику.
Вот несколько версий - догадок кода да Винчи.
Нет однозначного ответа на вопрос, кто изображен на полотне слева от Иисуса. Если это Иоанн, то почему он столь женственен? А может быть, поддаться на уговоры романистов и предположить, что это Мария Магдалина? Версия о Марии Магдалине выглядит тем более привлекательно, что с ней очень неплохо согласуется и легенда о Святом Граале (пусть нас не смущает её средневековое происхождение). Той чаши, из которой причащались апостолы на тайной вечере и в которую затем собрали кровь Христа, нет ведь ни на фреске, ни, тем более, на мозаичном полотне. Почему бы нам вслед за Дэном Брауном не предположить, что Леонардо да Винчи просто-напросто изобразил Святой Грааль в виде очаровательной девушки, намекая тем самым ещё и на возможные тайные супружеские узы, связывавшие Иисуса и Марию, а также и на последующее (гипотетическое) рождение их ребёнка.
Еще одно послание, оставленное мастером, касается композиции "Тайной вечери" — если провести воображаемые линии, соответствующие перспективному изображению сцены тайной вечери, то оказывается, что центром полотна является вовсе не лоб, а правый висок Иисуса Христа. В итальянском языке слово tempio означает "храм", а звучащее практически так же tempia — "висок". Может быть, эта игра слов намекает, что Иисус — храм, а сидящая рядом Магдалина — Святой Грааль?
Journal information