Наталья (natali_ya) wrote,
Наталья
natali_ya

Categories:

О преподавании литературы и не только

Пишет Татьяна Краснова - Старший преподаватель в МГУ, факультет журналистики:

"Думаю я одну очень грустную мысль: преподавание вот этой вот самой Великой Русской Литературы - вымученной, выстраданной, горькой, безнадежной, парадоксальной, мучительной как сама русская жизнь, тонкой, болезненной и больной; той литературы, где прав Штольц, а любишь Обломова, где Каренина, попавшего под Анну жалко больше, чем Анну, попавшую под паровоз, где не поймешь, кто из персонажей Достоевского омерзительнее, а оторваться не можешь, где страшнее всех писателей вместе взятых - тихий доктор Чехов - преподавание всей этой литературы в школе надо ЗАПРЕТИТЬ. (ЗАПРЕТИТЬ - плохое слово, мне тоже не нравится, разве что - запреты стимулируют)

Факультативы, что ли, сделать какие-то для избранных (то есть, для очень желающих). Не знаю...
Оставить ее (литературу) в программах каких-нибудь специальных лицеев...

Цитировать ничего не буду, просто поверьте на слово - дети НЕ ПОНИМАЮТ, о чем они читают.

Лучшие из прочитанных мною многочисленных декабрьских школьных сочинений основаны на примерах из Пратчетта, Толкиена, "Игры Престолов" и мультика "Аватар". Не шучу. Без всякой иронии".


Под катом я рассказываю о том, как организовано обучение в старших классах в Израиле. Но сначала хочу задать вопрос:

Почему учителя математики не говорят, что изучение в школе этой науки "надо запретить, сделать какие-то факультативы для избранных (то есть, для очень желающих)"?


Хотя с математикой, как я узнала, дело обстоит никак не лучше.
Цитирую:
"Прославившийся своей честностью ЕГЭ-2014 показал: до 20% выпускников школы реально обладают математическими познаниями на уровне 6-8 класса. До 40% — не выше 9 класса. До 20% — неплохие абитуриенты технических вузов. При этом до половины учеников 10-11 классов фактически не готовы к большинству уроков по естественных дисциплинам в своих классах, и эти уроки в массовой школе проходят фактически впустую."
"Большинство российских школьников не знает математики"

В Израиле среднее образование — 12 классов. 10-12 класс — школа третьей ступни — тихон, по окончании которой ученики получают аттестат зрелости.
Теперь то, что можно предложить в ответ на вопрос Татьяны Красновой: после 9-ого класса, ученики выбирают, на сколько учебных единиц (ехидот) они будут изучать в старших классах те или иные предметы. Количество ехидот от 1 до 5. Знания оцениваются по стобалльной системе.


7 обязательных предметов и минимальное количество "ехидот", которые необходимо набрать в ходе экзаменов, выглядят так:
Танах (2)
Иврит и понимание прочитанного (2)
Математика (3)
Английский (3)
Литература (2)
История (2)
Обществоведение (2)

Кроме того, выпускник должен сдать хотя бы один предмет – как из числа обязательных, так и из числа дополнительных – на 5 "ехидот". Минимальное количество "ехидот" в полном багруте должно составлять не менее 21.

Для дальнейшего образования в университете на каждую специальность есть определенные требования к аттестату по количеству ехидот. Например, по английскому нужно минимум 4, чтобы вообще куда-то поступить, чтобы учиться на врача, нужны определенные ехидот по химии и биологии, для поступления в Технион нужно 5 ехидот физики и математики...
Предполагается, что ребенок в 10-ом классе уже понимает примерно, куда он пойдет учиться дальше и выбирает программу "маслуль" исходя из этого. Понятно, что на практике далеко не все дети имеет такие чёткие установки в 15 лет, так что потом многие или досдают экзамены самостоятельно, или идут на годичный подготовительный курс.

Tags: размышлизмы
Subscribe
promo natali_ya 11:00, friday 119
Buy for 30 tokens
Холодные звёзды и холоден мох Холодные уши — погреться бы, ох! Холодная тундра — к теплу бы ладонь Ответь же каюр нам: где будет огонь? Нарьян-Мар два ночлега Спрячет всех, спрячет всех он от снега Всем нам в тундре он помощи шар Нарьян-Мар vera_malvero: продолжила: А здесь льдина…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 95 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Bestvoljena

August 10 2019, 11:05:22 UTC 9 months ago

  • New comment
А кто сказал, что Штольц прав? Может, прав именно Обломов, живущий почти в полной традиции "несопротивления злу насилием"☺? Литература - как раз тот предмет, который может научить думать. Не надо "вбивать истины в головы" - неблагодарное и никчёмное занятие. Или ещё можно "Колобком" ограничиться - как сказано в "Кысе", хорошая сказка, поучительная, просто обрыдаешься.
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Литература, Лытдыбр, Образование.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
Совершенно верно!

lj_frank_bot

9 months ago

Потому что преподавание Великой Русской Литературы можно заменить на преподавание разнообразной мировой культуры, а вот можно ли без потерь заменить чем-то математику?
Можно заменить, только в моём понимании, мировая культура, это не "Игра Престолов" и мультик "Аватар", а Шекспир, Бальзак, Гёте, Оруэлл и так далее. И что, их ученики лучше поймут?

anna_bpguide

9 months ago

natali_ya

9 months ago

anna_bpguide

9 months ago

galyad

August 10 2019, 10:36:45 UTC 9 months ago Edited:  August 10 2019, 10:41:47 UTC

Она же не вообще о литературе. А о той литературе, которую дети ещё не могут понять.
Знаешь. если бы в школе стали преподавать сложные разделы математики без изучения ее основ,
можно было сказать то же самое.
Вот отличное эссе о преподавании литературы в школе. Во французской школе.
Даниэль Пеннак "Как роман"
http://loveread.ec/view_global.php?id=22669
Почему без изучения основ? Разве литературу в школе начинают изучать с Анны Карениной?

galyad

9 months ago

natali_ya

9 months ago

antchi

9 months ago

ashley_rat

9 months ago

natali_ya

9 months ago

carpe_libros

9 months ago

natali_ya

9 months ago

По большому счету, и во времена моего детства ученики (мы) не сильно понимали изучаемую в школе классику. Так, долбили, потому что надо было. Романы Гоголя, Щедрина, Толстого, Достоевского, да даже поэзию Пушкина начинаешь понимать только во взрослом возрасте, где-то за 30 , а может и за 40.
Это правда, но как сделать так, чтобы человек за 30 знал, что надо прочитать... Особенно сегодня, когда 30-летние выросли на Гарри Поттере и Властелине Колец. С другой стороны, может и не надо никаких этих старух-процентщиц, а достаточно дементоров и орков))))

sari_s

9 months ago

natali_ya

9 months ago

klebestr

9 months ago

natali_ya

9 months ago

klebestr

9 months ago

klebestr

9 months ago

natali_ya

9 months ago

klebestr

9 months ago

ashley_rat

9 months ago

natali_ya

9 months ago

klebestr

9 months ago

Пыталась понять. Запуталась в ехидотах и масулях.
Сейчас поясню.
Ученик выбирает уровень полноты и сложности предмета, который он будет изучать - это измеряется в ехидот.
Отметки по каждому предмету начисляются в баллах, максимум 100 баллов.
Например, ученик выбрал сложность математики на 4 ехиды, получил за этот курс в аттестате 95 баллов. Другой выбрал 5 ехидот и получил - 85 баллов. В Технион первого не возьмут, второго возьмут.

bergberg

9 months ago

natali_ya

9 months ago

natali_ya

9 months ago

aneitis

9 months ago

natali_ya

9 months ago

mousehouse1976

9 months ago

natali_ya

9 months ago

sari_s

9 months ago

bergberg

9 months ago

natali_ya

9 months ago

А кто сказал, что Штольц прав? Может, прав именно Обломов, живущий почти в полной традиции "несопротивления злу насилием"☺? Литература - как раз тот предмет, который может научить думать. Не надо "вбивать истины в головы" - неблагодарное и никчёмное занятие. Или ещё можно "Колобком" ограничиться - как сказано в "Кысе", хорошая сказка, поучительная, просто обрыдаешься.
Вооооот!

Когда я читаю сетования учителей на то, что ученики не понимают литературу, то у меня возникает та же мысль: а всё ли сделал учитель, чтобы понимали? А не пересмотреть ли ему свою систему преподавания?
Эх...
Математику заменить на пение. Литературу - на физкультуру... (((
С ужасом смотрю в будущее таких школ и их выпускников...

Может быть, наши с тобой взгляды на программу обучения устарели? В силу нашего возраста.

ellen_solle

9 months ago

maiorova

9 months ago

ellen_solle

9 months ago

maiorova

9 months ago

ellen_solle

9 months ago

maiorova

9 months ago

ellen_solle

9 months ago

maiorova

9 months ago

ellen_solle

9 months ago

natali_ya

9 months ago

maiorova

9 months ago

У автора странная логика: "Дети не понимают, о чём они читают" - и вывод: "Литературу надо убрать из программы".
Этак скоро ничему уже никого не научишь, эх.
Именно так!

Знаешь, я набрела на материал, где приводится цитата из сочинения ученика, показывающая, что он не понял одно из произведений русской классики. Я хочу привести эту цитату и сказать, как бы я постаралась объяснить материал этому ученику, чтобы он понял. Это будет отдельным постом. И не сегодня.

ya_exidna

9 months ago

natali_ya

9 months ago

sozertsatel

9 months ago

Если дети прочитают неинтересную и непонятную им Анну Каренину или интересных и понятных Трех мушкетёров, то, думаю, пользы будет больше от чтения романов Дюма
Но ведь это учёба, во всех школьных предметах есть вещи, которые не сразу детям становятся понятны, но для чего в классе учитель? Не для того ли, чтобы помочь понять и заинтересовать?

Я согласна с тем, что пишет тут maiorova:
"не понимает человек, давайте... давайте что? Объясним ему по-новой? Обсудим? Приложим какие-то усилия к тому, чтобы поняли? Нет, отнимем у всех вообще или в лучшем случае оставим "особо одарённым" и "специально интересующимся"."

А "Анна Карениа", что ж, можно убрать из программы, изучать вместо неё "Войну и мир". Но ведь найдутся и такие, кто скажет, что "Война и мир" детям тоже не под силу, пусть "Три мушкетёра" изучают.

Совершенно верно пишет эта литераторша. Вся эта литература устарела уже лет на 50. Ее действительно не понимают. Причем не понимали уже в 1980-х гг., чему я свидетель.
В любом классе есть были и будет определённый процент учеников, которым какая-то часть предметов мало понятна.
А тригонометрию или органическую химию у вас в классе все без исключения понимали?

Насчёт устарела... Я на днях опубликую пост, в котором покажу одно из произведений 19 века, произведение, которое многие считают устаревшим, и покажу его актуальность на сегодняшний день. И попробую рассказать, как бы я это произведение преподнесла ученикам, чтобы они его поняли.

byacs

9 months ago

natali_ya

9 months ago

byacs

9 months ago

natali_ya

9 months ago

byacs

9 months ago

natali_ya

9 months ago

byacs

9 months ago

natali_ya

9 months ago

Тут конечно должен быть индивидуальный подход
На мой взгляд приведенная цитата ставит не один вопрос, а по-крайней мере два. Во-первых, об уклоне в универсальность или наоборот в специализацию образования. Я так понимаю, ваша израильская система - это попытка найти золотую середину, разумеется, не берусь судить насколько успешная. Советская система (о российской современной не берусь судить) делала ставку на универсальность, при довольно поздней(в старших классах) и очень выборочной ( математические и английские школы) специализации. В Швейцарии, в Германии (насколько слышала от друзей), очень рано (на мой вкус слишком рано) начинают детей сортировать, на тех которые будут учиться дальше, и на тех которым нужно обучиться чему-то одному специализированному (но без высшего образования). Такая система более эффективна, но лично у меня вызывает неприятие. В Бельгии образование во Фландрии склоняется к специализированному пути, а у франкоязычных к универсальному. В результате при общеевропейских тестах школьников 12-14 лет, Фландрия в начале списка, а франкоязычные бельгийцы ниже среднего. В терминах цитаты, всем ли нужно изучать великую русскую литературу, или только избранным, будущим филологам, журналистам и пр.? Я считаю, что всем, хотя оптимизация образования в Европе ведет к все большей специализации.
Во-вторых, что считать классикой, и в третьих, как ее преподавать? Согласна с предыдущими комментаторами, что этот вопрос надо пересматривать. И согласна с ВАми, что учить можно по-разному. Уверена, что и классикой можно заинтересовать старшеклассников, если вкладывать в это душу.
Нашу систему образования выходцы из бывшего Союза ругают, главным образом, за то, что в младших классах учёба построена не так серьёзно, как было там. И дисциплина не такая строгая. Я не считаю израильскую систему образования идеальной, но такая градация представляется мне полезной.
А давайте вообще все уроки запретим.
А если серьезно, то у нас была отличная система образования, но потом ее сломали.
Плюс поменялись ценности моральные.
Молодые люди не хотят не только учиться, но и работать.
Очень грустно, если так...
Безотносительно литературы...

Я недавно вспоминал, что мультфильмы моего детства были, в массе своей, чрезвычайно мрачными, а иногда, просто страшными. Правда, приятно выделялись на этом фоне украинцы и армяне. А вот, виденные мной позднее американские мультики все очень веселые и стебные. Такого мрака там даже и не найти. Кстати, есть у меня подозрение, что тот же "Ну, погоди!" был снят под сильным влиянием "Тома и Джерри". Очень уж некоторые визуальные приемы схожи.
Мне кажется, общее у этих двух мультфильмов только постоянная погоня одного персонажа за другим.

flammberg

9 months ago

natali_ya

9 months ago

Мы живём под собою не чуя страны - вот это норма жизни и интеллигенции и государственной элиты.
Жизнь в вымышленной стране.
80% населения используют в реальной жизни знания в объёмах церковно-приходской школы четырёхлетки - вот фокус!
Мандельштама от фортепиано - не отличат.
Семь лет в средней школе - просиживают штаны и ловят ртом мух. Науку ненавидят и презирают. не понимают - для чего она нужна. И не желают понимать принципиально .
В РФ в сети было всего два научно-популярных сайта - Элементы и Мембрана . Посещаемость ничтожна, сайты - принципиально убыточны. Мембрану де-факто - закрыли.
Сравните с Германией. например.

И как же более лучше преподавать этим людям - классическую русскую литературу???

имхо -организовать кружок изящной отечественной словестности.

Удивителен сам факт - что то читают. а не торчат на ТыТрубе сутками. Это уже замечательно! Капитана Блада пусть читают или Лондона или Стивенсона или Шерлока Холмса
Читайте больше -с
кто сказал ? не могу вспомнить и нагуглить не получается. увы.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →