Наталья (natali_ya) wrote,
Наталья
natali_ya

Ловушки сознания и как их избежать - 3.

Ловушка иллюзии контроля: стреляем в темноту.

Анекдот вместо эпиграфа: Многие люди уверены, если при загрузке Windows двигать курсором по кругу, компьютер загрузится быстрее.

Мой вопрос только к тем, кто хоть изредка играет в лотерею: как вы предпочитаете заполнять карточку? Сами выбираете номера или пользуетесь опцией авто-выбора, доступной в некоторых терминалах?
Большинство игроков в лотерею выбирают номера самостоятельно, а ведь какие номера ни выбери, на вероятность выигрыша это не повлияет, но откуда это желание выбрать номера самостоятельно?

Даже в ситуациях, которые нам явно неподвластны, мы все равно иррационально верим, что каким-то образом мы влияем на результат. Мы просто любим чувствовать себя "у руля".


Есть простая карточная игра "чья карта больше". Это когда тасуется колода карт и игроки попеременно тянут карты. Чья выше, тот и выиграл. Игра - 100% шанс и 0% умение. Психологи провели такой эксперимент. Они заставили играть в эту игру студентов на деньги, ставить можно было от 0 до 25 центов за кон. Противники были подсадные. Но в одном случае это были умно выглядящие люди в костюмах, а в другом - неуверенные неудачники в старой дешевой одежде. Разумеется, данное обстоятельство никак не могло повлиять на исход игр - колоде карт по барабану, как ты одет. Но вот студенты все время ставили больше денег против "лузеров", потому что им казалось, что они умнее противника, и смогут его переиграть, хотя, повторюсь, в этой игре никаких навыков нет и не может быть.

Конечно гораздо проще показать эту ловушку на примере азартных игр, но тенденция переоценивать свое влияние на ситуацию затрагивает все аспекты нашей жизни.

Одна из компаний постоянно вызывала к себе в офис работников службы поддержки кондиционеров из-за того, что сотрудники были недовольны их работой. В офисе работало 30 женщин, которые никогда не могли договориться о температуре, комфортной для всех. По совету техника, было заказано 30 поддельных кондиционеров с персональным управлением, вся функция которых состояла в том, чтобы просто стоять в офисе. Каждой сотруднице выдали персональный пульт, с помощью которого она могла бы управлять своим микроклиматом. Больше вызовов не было.

Одна из самых успешных диетических компаний в США - это NutriSystem. Каков портрет аудитории этой компании? Женщина 44 лет, испробовавшая не одну диету, около 120 килограмм, и желающая сбросить 30-35 кг. В реальности, клиенты сбрасывают 20 или менее фунтов (10 кг), и бросают эту диету спустя 11 недель. Почему NutriSystem процветает? Потому что она занимается маркетингом не на основе реальных результатов, а представлениях самих клиентов. На странице компании есть раздел Success Stories, где сверху можно выбрать категорию потери веса - от 20 фунтов до 100. Если вы посмотрите даже в самую маленькую категорию "жиросброса", то вы увидите снизу звездочку и надпись - * Results Not Typical. То есть "результат не типичен". Почему клиентов это не останавливает? Да потому что никто из них не рассматривает себя как "типичного человека", и каждый полностью уверен, что его-то результат будет лучше типичного.

Не только эта компания играет на "иллюзии контроля", свойственной человеческому мышлению. Производители часто продают свои товары под лозунгами вроде «не будь как все», «выделись из толпы», «раскрой индивидуальность», «думай иначе» и т.д. и т.п. Вы когда-нибудь задумывались сколько десятков миллионов индивидуальностей ходит, скажем, с айфонами или айподами?

Погуглила и нашла массу такой рекламы:

Свадебное платье - не будь как все!, Центр - Во (15 000 руб.)

Реклама Plato: "Боитесь выделиться из толпы?" А ведь Plato – это сеть магазинов недорогой повседневной одежды для всей семьи.

"Ведь Вы этого достойны!"

И так далее, и тому подобное...

Что делать?

Примите произвольность, как неотъемлемую часть жизни. Принять или даже признать это непросто, но некоторые вещи происходят совершенно независимо от ваших действий. Примите ответственность за то, что вам подвластно, но учитывайте, что в некоторых ситуациях от вас ничего не зависит. Лучше осознанно реагировать на произвольные события, нежели предполагать или ожидать, что они подвластны вашему контролю.


Остерегайтесь предрассудков. Подумайте, какие из ваших решений основаны на предпосылках, которые вы не можете объяснить. Осознайте и проанализируйте эти "неизвестные", вместо того чтобы притворяться, что вы можете их контролировать.
Tags: всякая всячина
Subscribe
promo natali_ya 18:46, tuesday 92
Buy for 30 tokens
Что такое стишки-порошки вы знаете и недавно у нас был тематический конкурс порошков "Пушкин и мы". А сейчас я увидела у Натальи Резник прекрасное: ходила докторша к мужчине двенадцать жарких вечеров прощаясь бросила осмотрен здоров к островскому ходила немка…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments